Белевские монастыри

«АНСАМБЛЬ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ, XVII–XVIII ВВ.» ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. БЕЛЁВ

Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Белеве основан во второй четверти XVI века белевскими удельными князьями.

Монастырь живописно расположен на высоком левом берегу реки Оки. В прошлом это место называлась посадом и отделялось от крепости оврагом речки Белевки. При подъезде к городу открывается великолепный вид на Спасо-Преображенский мужской монастырь и рядом расположенный Крестовоздвиженский женский монастырь. Эта ис-торически сложившаяся панорама, во многом сохранившаяся и сейчас, является визит-ной карточкой древнего Белева.

Точная дата основания монастыря, а также имя его основателя, не известны. Пер-вые документальные источники (монастырские акты), подтверждающие существование монастыря, относятся к 1557 году – времени царствования Иоанна Грозного.

Спасо-Преображенский монастырь был родовой усыпальницей белевских князей и поэтому пользовался их особым покровительством. Вместе с основанием монастыря князья обеспечили его существование, приписав к нему в вечное владение свои богатые вотчины.

В 1614 году в монастыре имелось уже пять деревянных церквей, главная из которых – Преображенская – была «древяна вверх» (то есть деревянная, шатровая).

Первым в 1683–1686 годах был возведен Спасо-Преображенский собор. В 1693 го-ду архимандрит Иона испросил благословения возобновить древние святые ворота и поставить над ними церковь святителя Алексия, митрополита Московского. В 1698 году была начата постройка теплой церкви Введения Пресвятой Богородицы, освященной в 1700 году. И, наконец, в начале XYIII века (1706-1712 гг.) почти на самом берегу Оки бы-ла поставлена ныне не сохранившаяся Предтеченская церковь, воздвигнутая по преда-нию на гробах Белевских князей. Монастырские постройки были обнесены каменным ограждением.

Так сложился целостный архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, который и по сей день завораживает своей красотой и великолепием.

В настоящее время в состав монастыря входят следующие постройки:

- собор Спасо-Преображенский, 1686 г.;

- церковь Алексеевская надвратная, 1696г.;

- церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1689-1700гг., 1864г;

- колокольня с северным и южным флигелями, нач. XIX в.;

- корпус братский, XIX в. (ул. Преображенская, дом № 3).

Собор Спасо-Преображенский, 1686 г.», г. Белёв, ул. Преображенская, д. 4

Спасо-Преображенский собор – главный элемент и композиционное ядро архитек-турного ансамбля монастыря, замечательный образец древнерусского храмового зод-чества конца XVII века.

Храм неоднократно перестраивался, поновлялся, но в своей основе сохранил стили-стические особенности памятника древнерусского зодчества.

Декоративное убранство собора во многом сохранило стилевые особенности и чер-ты, присущие храмовому зодчеству конца XVII века.

Церковь Алексеевская надвратная, 1696г.», г.Белёв, ул.Преображенская, 2

Алексеевская надвратная церковь (1695–1797 гг.) была возведена следующей после Спасо-Преображенского собора, т.к. она является главным входом в монастырь.

Архитектура памятника необычайно интересна своей характерной для древнерус-ского зодчества свободной композицией.

Здание обветшало, но сохранило свои основные архитектурные и декоративные элементы. Надвратная Алексеевская церковь Спасо-Преображенского Белевского мона-стыря является единственным памятником такого типа, сохранившимся на Тульской земле.

«Колокольня с северным и южным флигелями, нач. XIX в.», г.Белёв, ул.Преображенская, 1

После победного окончания Отечественной войны 1812 года Спасо-Преображенский монастырь приступил к строительству новой колокольни. Высота ее вместе с венчающим шпилем около 45 метров. Для небольшого уездного города, каким был Белев в начале XIX века, сооружение весьма внушительное. К 1818–1820 годам строительство было завершено.

Колокольня выполнена в характерных для своего времени традициях классицизма.

«Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы» (1698–1700гг.), г. Белёв, ул. Преображенская, д.7

Церковь, расположенная на склоне спускающегося к реке холма, (каменная) была построена в 1698-1700 годах. За три столетия своего существования она неоднократно горела, расширялась и переделывалась. В отличие от Спасо-Преображенского собора и надвратной Алексеевской церкви, сохранившим, в основном, свой первоначальный вид, Введенская церковь дошла до нас с существенными искажениями.

В 1864 году была произведена крупная перестройка церкви. С западной стороны к ней пристроена (не средства белевского купца Ивана Макарова) большая двухэтажная трапезная. Переделана была также и старая часть здания. Весь первоначальный декор стесан, фасады оштукатурены. Старые оконные проемы стесаны и оформлены новыми наличниками. Вероятно, в это же время было выполнено и пятиглавое завершение.

С середины XIX века и до нашего времени церковь дошла без существенных изменений.

«АНСАМБЛЬ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ, XVII-XVIII ВВ.

Женский Крестовоздвиженский монастырь города Белева построен на посаде в 1625 году. Этот монастырь самый древний среди известных нам женских монастырей Туль-ской земли. История обители насыщена событиями: она горела, ее упраздняли, снова восстанавливали, но к концу XIX века она пришла процветающей.

Крестовоздвиженский монастырь был также центром кружевоплетения, принесшим славу белевским кружевам не только в России, но и за ее пределами.

Монастырь живописно расположен на высоком левом берегу реки Оки. В прошлом это место называлась посадом и отделялось от крепости оврагом речки Белевки. При подъезде к городу открывается великолепный вид на Спасо-Преображенский мужской монастырь и рядом расположенный Крестовоздвиженский женский монастырь. Эта ис-торически сложившаяся панорама, во многом сохранившаяся и сейчас, является визит-ной карточкой древнего Белева.


psd2joomla.org